Что такое манипуляции?
Межличностные отношения строятся на переживаниях, эмоциях, личном жизненном опыте двух людей. Их форма и вид зависит от контекста ситуации. В одной из градаций обязательно встретится термин управления, подчинения – манипуляция людьми.
Определение манипуляции в психологии
В психологии термин объясняется как вид взаимодействия между двумя людьми, при котором один пытается каким-то образом повлиять или проконтролировать поведение другого, чтобы добиться своей цели. При этом субъект действует очень тонко, пользуясь психологическими методами и приёмами. Объект может даже и не подозревать о том, что он марионетка в руках опытного кукловода.
Бывают и обратные ситуации, когда психологическое воздействие оказывается на товарища совершенно неосознанно.
Причины манипулирования
В манипулирование сознанием отмечают наличие острого внутриличностного конфликта, который становится проявлением скрытых или открытых действий.
Причиной возникновения желания управлять окружающими могут быть:
- Собственная беспомощность. Такое чувство порождает слабость, ощущение собственной ничтожности. Воздействуя на сознание и поведение окружающих, манипулятор доказывает самому себе свою значимость, показывает силу.
- Страх ответственности. Происходит, когда человек настолько не хочет или боится нести ответственность за всё происходящее, что ему легче грамотно переложить её на плечи другого, освобождая себя и оставаясь в стороне наблюдать за происходящим
- Отсутствие доверия. На первый взгляд может показаться, что «кукловод» не доверяет окружающим и контролирует их поведение. На самом деле нет – человек не доверяет себе. Причём настолько, что ищет спасения в окружающем мире и «связывает» себя с другими людьми.
- Страх одиночества. Привязывание других людей как способ не оставаться наедине с собой.
Мотивы манипуляторов
Цель действий – получение чего-либо. Мотивы могут отличаться, в зависимости от ситуации.
Возможные мотивы:
- Заработать, получить выгоду. Часто происходит, если манипулятора и манипулируемого связывают деловые отношения.
- Желание самоутвердиться. За счёт унижения других или власти над другими.
- Привычка. Часто человек, который раз за разом проживал один и тот же сценарий даже не осознаёт, что продолжает переживать его снова. Такому человеку нужно приложить усилия, чтобы научиться общаться, взаимодействовать с социумом, используя другие тактики.
Психологический портрет манипулятора
Манипуляторам присуща острая неуверенность в себе и фатальное недоверие окружающим. Такие люди не умеют любить – искренне не понимают что это такое. Их приводят в ужас тесные межличностные контакты, которых они стараются избежать всеми силами, взяв под контроль поведение оппонента.
При этом человек-манипулятор слаб и уязвим. Им движет острое желание получить одобрение со стороны окружающих. Это взрослые дети, которые в детстве не дополучили родительского внимания и любви. Так управление окружающими была и осталась их единственным известным и проверенным способом извлечь заветные одобрение и внимание.
Манипуляторы – искусные лжецы. Такие люди любят «ломать комедию», в притворстве им нет равных.
Объекты манипуляций
Под влияние чаще всего попадают доверчивые, справедливые, жадные, одинокие, импульсивные, незрелые и самовлюблённые люди. Страсть к удовольствиям, неприспособленность, нужда в поощрении неуверенность в себе также подталкивают на встречу с манипулятором.
Согласно треугольнику Карпмана людей, исходя из их поведения, классифицируют на 3 группы:
- Жертва.
- Спасатель.
- Преследователь.
С позиции силы самым слабым персонажем является жертва, несмотря на это – она умеет эффективно манипулировать окружающими. Особенно, если диалог ведет жертва и спасатель (который таковым становится не по своей воле).
Виды манипуляций
Выделяют несколько видов управления людьми:
- Социальная манипуляция – феномен, который выделяют исследователи, историки, философы. Этим термином принято называть любое воздействие на массы посредствам неких убеждений, социальных установок.
- Бытовая – «масштаб поражения» не такой, как при социальной, но инструменты стол же эффективны. Бытовая манипуляция это всё то, что мы видим каждый день. «Просьба» коллеги замениться на работе, обещание сделать что-то завтра, лесть ради лояльного отношения начальства и прочее.
- Скрытая – когда используемые методы настолько мягки, что с первого взгляда можно уловить, что человеком управляют. Опытный манипулятор взращивает идею в сознании другого, после чего тот полностью уверен, что додумался до этого сам.
Основная разновидность:
- Осознанные – понимает свои воздействия и представляет результат. Характерен для делового общения.
- Неосознанные – размыто понимает свое воздействие, и к чему оно приведет. Свойственный для межличностного общения.
Второстепенные виды:
- Коммуникационный. Использует во время диалога и дискуссии с помощью речи.
- Поведенческий. Оказывает влияние на сознание действиями и поступками.
Классификация с положительным и отрицательным окрасом:
- Положительная – белый метод управления, неоднозначный вид. С одной стороны – это насильственное психологическое воздействие. С другой – одна из форм проявления заботы, которая приносит только положительные плоды.
- Отрицательная – черный методы управления. Достижение хороших результатов без мыслей о жертве.
Средства и способы манипуляций
Основные способы и средства манипуляции человеком:
- Визуальные. В ход идёт мимика, последовательная жестикуляция, расширение глаз или прищуривание, изменение положения тела, головы.
- Кинестетические. Прикосновения, поглаживания, взятие за руку и т.д. – считается одним из самых эффективных способов,
- Речевые. Изменение темпа речи, громкости голоса, места звучания, контроль сопутствующих звуков.
- Эмоциональный. Провокация на демонстрацию внутренних эмоций, дружба, конфликты.
- Письменные. Работа с размерами, цветом шрифта – визуализация» текста.
Главный инструмент воздействия – СМИ, интернет. Управление общественным сознанием – особый вид власти, который принуждает людей менять приоритеты, принципы, морали, нормы.
Искусство манипуляции – учимся управлять людьми
Добиться своего можно разными способами и не всегда манипулировать людьми – заведомо плохо. Есть множество техник, основанных на влиянии, использование которых лишь помогает в общении, если делать это правильно.
- Делать упор на эмоции. Так делают маркетологи всего мира – используют желание.
- Оформлять предложение только после того, как сложатся доверительные отношения. При этом важно оправдать доверие.
- Использовать боли и страхи собеседника, предлагая ему выгоду – решение проблемы.
- Повторение за человеком. Играете роль зеркала, ненавязчиво копируя жесты, выражения. Повышаете степень доверия – человек подсознательно больше доверяет тому, с чем знаком и что уже видел, слышал или сам использует.
- Правильный взгляд. Пронзительный взгляд (в глаза, а не на поверхность) заявляет о решительности.
Приемы защиты от манипуляций
Приёмов защиты от манипуляций существует много, но действовать нужно исходя из ситуации. Одни используют как разрушение элементов воздействия, другие – трансформируют ситуацию для получения своей выгоды.
- Самый конкретный – метод «Нет». Прямой отказ на попытку подобных действий даёт понять оппоненту, что ничего не выйдет.
- Уточнение. Если собеседник с помощью завуалированных слов и намёков пытается склонить вас к действию, можно задать уточняющий вопрос. Обычно такой поворот застигает «кукловода» врасплох, а его ответы такие же туманные и непонятные.
- Уловить скрытые мотивы. Задать вопрос «Почему вы этим интересуетесь?», «К чему вы ведете?»
- Следить за речью. Обмолвки, оговорки и перестановки акцентов выдают тайное влияние.
- Смысловые барьеры. «Искренне не понимаю о чем ты».
- Темп разговора. На акцентированное снижение темпа, замедлить его еще больше.
Примеры из жизни
Пример социальной манипуляции: политик в период агитации. Тонкие ходы, приёмы и уловки работают так, что большая часть людей поддаётся влиянию. Начинает срабатывать принцип стада, который побуждает следовать мнению большинства.
Пример положительной манипуляции. Можно наблюдать в момент воспитания детей, когда мамы мягко и ненавязчиво заставляют ребёнка помыть руки, сделать уроки, не общаться с плохой компанией.
Отличия актуализатора от манипулятора
Актуализатор – антоним манипулятора, его поведение основывается на правде, вере, ответственности, уважении чужих границ. В реальной жизни противоположности довольно часто сталкиваются друг с другом.
В то время как манипулятор пытается вывести человека из себя, найти слабое место, сломать человека в разговоре актуализатор использует другую технику.
Эти люди полагаются на свои внутренние ресурсы, а не хотят задействовать внешние. Так как они не ожидают определённой реакции от окружающих, то в процессе общения не стараются вести себя по-особенному и специально нравиться людям. Они будут выражать своё недовольство и проявлять другие эмоции по внутреннему желанию.
Манипулятор уверен: эффективное манипулирование невозможно без чёткого контроля ситуации, спонтанности и лишним эмоциям здесь не место.
Список книг по манипуляции людьми
Мировая библиотека насчитывает тысячи книг на тему управления сознанием, условно их делят на 2 типа:
- как перестать вестись на подобную провокацию;
- как этими действиями добиться своего.
Перечень книг:
- «Психология манипуляции и подчинения» автор Николя Геген. В своей книге описывает процедуры и психологические хитрости, благодаря которым осуществляется процесс.
- Хенрик Фексеус – гуру невербальной коммуникации. Написал множество трудов, посвящённых языку тела и изучению психологической манипуляции:
- «Игра во власть».
- «Искусство манипуляции».
- «Искусство манипуляции. Как не обмануть себя».
- «Революционная методика соблазнения».
- «Игры, в которые играют люди» Эрика Бёрна. В книге автор рассуждает, рассказывает и показывает на примерах, что все люди играют в игры – сценарии, модели поведения, роли, которых придерживается каждый в зависимости от ситуации и контекста.
Управление сознанием человека – очень сложный и одновременно простой способ получить желаемое. Иногда это приносит пользу обеим сторонам. Но как тип отношений его нельзя рассматривать здоровым, так как все манипуляции строятся на лжи, пристыженнее, проецировании вины, агрессии и осуждении.