Что такое способности?

В обществе одни люди добиваются больших успехов в конкретной области, а другие прикладывают много усилий, но не получают положительного эффекта. Способности человека и их выраженность напрямую влияют на результат в выбранной сфере.

Способности

Развитие способностей влияет на результат в любой сфере

Определение способностей в психологии и обществознании

Наука психология способностями называет совокупность психологических аспектов индивида, дающих возможности овладеть знаниями, умениями без трудностей.

Трактовка понятия в обществоведении продиктовано правилами поведения в социуме. И подразумевает в качестве способностей навыки для выполнения работы.

Объединяя оба определения, можно выделить общее: способности – качества личности, которые помогают легко изучить выбранную область труда с помощью знаний и стать лучшим в ней.

Важно!
Сверхспособности представляют собой особенную энергетическую силу человека, способную воздействовать на окружающих и действительность нетрадиционными способами. Они обычно скрываются и не относятся к классической системе формирования и развития уникальных особенностей индивида.

Основа способностей и условия формирования

Задатки – это предпосылки появления способностей у индивида, единая биологическая основа. С ними человек появляется на свет. Врожденные задатки – это физиологические и анатомические особенности, которые определяет наследственность. Строение скелета и внутренних органов, развитие органов чувств, полушарий мозга, качество нервной системы и ее устойчивость не развиваются у всех одинаково.

Задатки могут появиться у индивида под влиянием социальных факторов и среды, в которой он находится.

Условия развития:

  1. Наличие врожденных задатков.
  2. Поддержка родителей и родственников. Своевременно заметив внимание ребенка к конкретной области, родители должны использовать интерес и поддерживать его в начинаниях. Это поможет укрепить чувство ответственности, волю, твердость в убеждениях, целеустремленность.
  3. Хорошие материальные условия, развитая структура кружков и секций.
  4. Грамотные специалисты, заинтересованные в положительном результате, неотъемлемая часть процесса формирования способностей.
  5. Продуманная программа обучения — систематический подход способен развить врожденные качества.
Развитие задатков не должно идти только в одном направлении. Интерес может и должен проявляться ко многим областям. Важно попробовать реализовать врожденные качества во всех возможных направлениях.

Функции

Способности в процессе прохождения этапов развития и становления личности человека выполняют определённые функции.

  1.  Побудительная  – особенности личности порождают желание становиться лучшим в выбранной области, развивая необходимые качества характера.
  2.  Познавательная  – постоянное изучение новых областей знаний.
  3.  Коммуникативная  – становление навыков общения и становления в социуме.
  4.  Диагностическая  – анализ и оценка сил, возможностей для работы в выбранной области.
  5.  Проявление способностей для человека является некоторой презентацией качества его работы  – презентационная функция.
  6.  Конструктивная  — предполагает укрепление мышления, наличие плана развития и становления личности.

Виды способностей

Способности представляют собой сложную систему развитых задатков у человека, полученных при рождении. Наблюдая за обществом, сравнивая поведение, можно сделать вывод, что одни вещи люди делают одинаково, а другие отличаются в выполнении. Изучение результатов делает возможным классифицировать их в соответствии с признаками.

Социальные способности

Социальные способности развиваются под воздействием общества

По происхождению делят на группы:

  1. Природные или естественные – способности, относящиеся ко всем людям одновременно. Определяются принадлежностью к биологическому виду. Задатками обладает индивид с рождения и впоследствии развивает их без вмешательства.
  2. Социальные или специфические – формируются под влиянием окружающей среды, общества, условий жизни.

В соответствии с направлением развития способности разделяют на группы:

  1. Общие – проявляются у каждого индивида и необходимы для выполнения работы в любой сфере: практические, познавательные, ментальные, конструктивные, психические.

Примеры: наблюдательность, память, грамотная речь, внимательность, склонность к рассуждению, мыслительная деятельность и сопереживание.

  1. Специальные – позволяют человеку достичь результатов в конкретной области знаний или умений. Выделяют учебные, умственные, технические, физические, музыкальные, литературные, художественные, предпринимательские, двигательные.

Примеры: музыкальный слух, гибкость тела, мобилизационная готовность, пространственное мышление, ориентация в строении объектов, обонятельная чувствительность, логическая память и критичность мышления.

Творческие способности

Творческие способности позволяют человеку создавать что-то новое

Классификация по уровню развития выделяет 2 вида:

  1. Репродуктивные – характеризуют склонность к труду по заданному образцу.
  2. Творческие – позволяют человеку создавать нечто новое и уникальное.

Уровни развития

Полученные задатки при рождении не гарантируют развитие способностей у человека. Желание и постоянное совершенствование в конкретной области поможет развить врожденные качества, сделав настоящим талантом.

Выделяют 3 уровня:

  1. Одаренность представляет собой сочетание нескольких способностей, находящихся на потенциально высоком уровне развития, выделяющих представителя из общей массы в конкретной сфере знаний или умений. Качества при этом еще находятся в процессе совершенствования. Присутствуют положительная динамика и хорошие результаты.
  2. Талант не является природным даром, это результат интенсивного труда над собственным развитием и совершенствованием. Работа талантливого человека значительно отличается от других новизной, креативностью, четкостью. Воля, твердость и целеустремленность присутствуют в характере индивида. Без этих качеств выраженные особенности так и могут остаться только одаренностью.
  3. Гениальность – высшая степень. Достигнуть такого развития могут лишь единицы. Редкая совокупность качеств индивида, уникальные способности, работа над собой и возможностями приводит к гениальности. Результаты работы индивида выражены в принципиально новом подходе к решению проблемы или вопроса. Они остаются в жизни всего общества, меняя взгляд на деятельность.

Как обнаружить способности?

Задатки у ребенка или уже взрослого человека выявить нелегко. Основу способностей составляют интересы, реализация которых приводит к обнаружению выдающихся качеств.

Психолог

Скрытые способности человека выявляются с помощью психолога

В школах, детских садах, профессиональных учреждениях психологи и другие специалисты проводят тестирования и анкетирования для выявления скрытых возможностей:

  • методика «ШТУР» – уровень развития интеллекта;
  • методика Гипфелда – творческий потенциал;
  • «Анаграммы» – уровень мышления;
  • «Компасы» – пространственное мышление.

Родители без помощи специалистов в раннем возрасте ребенка могут определить склонность малыша к труду. Эти методы так же подойдут в отношении взрослого человека.

  1. Анализ интересов – полезно составить список областей, которые вызывают внимание.
  2. Тестирование – разработанные тесты помогут проанализировать скрытые задатки человека.
  3. Советы родственников и окружающих – взгляд со стороны способен указать на природные данные.
  4. Пробовать свои силы в интересных областях – это позволить укрепить уверенность в успехе или опровергнуть его.
  5. Изучение нового стимулирует развитие кругозора.

Задатки, полученные при рождении, становятся способностями. На это влияют родители, окружающая среда, общество и другие факторы. Могут ли способности превратиться в талант в последствие, зависит от интенсивной работы над собой и свойств характера, которые не позволят сдаться на пути развития.

Также по теме:  Что такое потребности
Узнайте больше по теме: Психические заболевания
avtor

Строков Иван

Терапевт, клинический фармаколог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *