Что такое потребности

 Потребность  – естественное состояние человека, возникает и проявляется  на протяжении всей жизни, зависит от возраста и социального статуса. Это нехватка чего-либо в деятельности или на психологическом уровне: предмете или явлении, субъекте, группе людей.

Потребности людей

Потребность — состояние человека, которое проявляется на протяжении всей жизни

Потребности в психологии и обществознании

В психологии под потребностью понимают психическое состояние человека – нужду, которая возникает в результате испытываемой им необходимости в некоторых объектах, важных для него в настоящее время. Своеобразный источник активности – двигатель, ответственный за проявление чувств, направляет мышление, волю человека. Объектом  является то, без чего невозможно существовать.

В обществознании отмечают, что наличие и проявление потребностей связано с социальной сущностью человека.

Как развиваются новые потребности?

Потребности личности безграничны и появляются на уровне эмоций (при их усилении имеют отрицательный окрас, после утоления – положительный). Формируются на протяжении всего существования – удовлетворив одни, возникают новые. Своего рода мотивация человека, побуждает его к активности, неудовлетворение жизненно важных нужд  – иногда становится причиной смерти.

Эмоции

Потребности проявляются на уровне эмоций

Неудовлетворенные потребности характеризуются:

  • напряжением;
  • чувством неудобства;
  • противоречия желаемого с действительным.

Врожденные потребности

Носят психологический и физиологический характер. Являются базовыми, есть абсолютно у всех людей и в большинстве случаев совпадают у представителей разных культур.

К жизненно важным потребностям на этом этапе служат:

  • общение;
  • сон;
  • еда;
  • свет;
  • защита.
Еда

Еда — одна из основных потребностей человека

Особенно остро у новорождённых выражается необходимость в любви и защите. Для грудничка очень важно присутствие матери. И это же является причиной как можно чаще проявлять заботу, выражать чувства через телесный контакт, прикладывать ребёнка к груди.

Также по теме:  Кто такой мизантроп простыми словами?

Ранее детство

В возрасте 1-3 года можно выделить 3 типа:

  • биологические – все типы нужд, сопряженные с телом человека;
  • психологические – всё, что связано с психоэмоциональным состоянием;
  • социальные – восполнение необходимости в общении.
Дети

У детей до 3 лет существует сильная потребность в общении

Одним из важных моментов является проявление любопытства (низменная потребность). Интерес ко всему окружающему – личное желание ребёнка узнавать мир, наполнять его смыслами. Абсолютно любое впечатление, полученное в этом возрасте является опытом, которые накладывает отпечаток на процесс взросления и становления взрослого.

До 3 лет также активно выражается желание осознания собственного «Я». Так формируется представление ребёнка о себе как о личности и основывается на том, как к нему относятся самые близкие.

Дошкольный возраст

В дошкольном возрасте (4-6 лет), когда ребёнок уже начал осознавать собственное «Я» появляются мотивы (в соревновании, достижении успеха, соперничества).

Поддержка детей

В дошкольном возрасте для ребёнка важна поддержка

Выделяют главную (витальную) потребность в этот период жизни – желание получить как можно больше впечатлений, признания, поддержки.

Младший школьный возраст

Младшие классы – время развития и формирования абстрактного мышления, способность рассуждать логически, анализировать, наблюдать, делать выводы.

Также это своего рода переломный момент, когда у ребёнка полностью меняется окружение и вид деятельности. Учебный процесс, общение со сверстниками и стимулирование достижения новых высот со стороны взрослых влияет на формирование недостатка в признании.

Самостоятельность

В младшем школьном возрасте ребёнок чувствует самостоятельность

Ребёнок немного познаёт самостоятельность. Появляется всё больше моментов, когда ему самому приходится принимать решение о своём поведении и поступках в той или иной ситуации.

Подростковый период

Подростковый возраст ребёнка можно легко описать тремя «НЕ»:

  • не хотят делать домашнее задание;
  • не хотят слушать советов;
  • не хотят прикладывать усилия в учёбе.

Это период когда детская любознательность отходит на второй план.

Происходит формирование человека как личности, ребёнок зависит от окружения остро нуждается в:

  • поддержке и внимании со стороны взрослых;
  • признании;
  • уважении;
  • общении, принятии сверстниками;
  • понимании и чёткой постановке жизненных целей;
  • удовольствии;
  • впечатлениях, ярких эмоциях.
Подростки

Подростки нуждаются в признании, так как в этом возрасте происходит формирование личности

Учитывая физиологические изменения организма в пубертатный период подростку крайне важно удовлетворение потребностей, так как излишняя впечатлительность, ранимость и эмоциональность могут стать причиной зарождения и формирования комплексов в дальнейшем.

Развитие у взрослых

Ко всем потребностям, сформированным в детстве добавляются новые, приобретённые.

Количество нужд взрослого человека может расти ежедневно, круг потребностей становится шире и энергии и ресурсов на их удовлетворении необходимо всё больше.

К базовым, органическим добавляются экономические и материальные –  всё то, что обеспечивает выживаемость, комфортную жизнь.

Деньги

Для взрослого человека материальное состояние одна из основных потребностей

Взрослым присуще проявление экзистенциальных потребностей, что означает желание жить в соответствие определённой системы ценностей, самоидентификации, преодолении себя.

Суть и сущность человеческих потребностей

Ученые в разное время находили отличные друг от друга объяснения:

  1.  Рубинштейн.  Указывал на пребывание в положении индивида при возникновении нужды в определённых условиях жизни, объектах, предметах без которых невозможно развитие и существование.
  2.  Леонтьев.  Определял как систему взаимосвязей и взаимодействия между субъектом и его средой обитания.
  3.  Мак-Клелланд.  Утверждал, что это отклонение от нормы, диссонанс между ожидаемым субъекта и действительностью.
  4.  Левин.  Состояние максимального напряжения, побуждающее человека действовать. Спадает при совершении определённых действий.
  5.  Додонов.  Приравнивал потребность к программе поведения, посредством которой реализуют все функции жизнедеятельности организма, приобретённые вследствие эволюции.
  6.  Монастырский.  Определял это как состояние психики, причину появления нервозов.

Классификация потребностей

Все желания имеют множество градаций в зависимости от признака.

По происхождению бывают:

  • врождённые;
  • простые приобретённые – в основе лежит личный опыт;
  • сложные приобретённые – строятся на своих умозаключениях.

Приобретённые в детстве потребности и те, которые появляются у человека во взрослом возрасте относятся к культурным.  Формируются под воздействием социума, в соответствии с условиями жизни человека, часто являются вариативными – на их появление повлияло общество, культурные ценности и привычки.

Типы по уровню сложности:

  • биологические – основаны на жизнедеятельности организма;
  • социальные – связанные с жизнью и взаимодействием с членами социума;
  • духовные (идеальные) – появляются, как желание познавать окружающий мир и самого себя.

Классификация:

  1. По сферам деятельности: необходимость перерывов от работы, трудовой деятельности, деловой и дружеской связей, приобретении знаний.
  2. По объекту: биологические, блага и услуги, этические, эстетические, духовные.
  3. По субъекту: индивидуальные, групповые, общественные, коллективные.
  4. По значимости: второстепенные и доминирующие, периферические и центральные.
  5. По роли: естественные (природные) и обусловленные культурой.
  6. По критерию постоянства: ситуативные и устойчивые.
  7. По интенсивности переживания: слабые и сильные.
  8. По характеру осознаваемости: осознаваемые, частично осознаваемые, неадекватно осознаваемые и неосознаваемые.
Люди

Коммуникативные потребности лежат в основе развития человека

Также разделяют по характеру деятельности:

  • нацеленная достижение желаемого в еде;
  • направленная на оборону;
  • познавательная;
  • сексуальная;
  • игровая;
  • коммуникативная.

Градация происходит исходя достигаемых целей:

  • покой, восстановление сил и работоспособности;
  • когниция;
  • коммуникация;
  • биологическая;
  • трудовая.

При этом список можно продолжать, выявляя всё новые личностные потребности, характеризующие индивида.

Человек

Социальные потребности определяют принадлежность человека к обществу

По теории Симонова и Ершова существует 3 группы потребностей:

  1.  Витальные  – обеспечивают существование человека как вида и как индивида. Самая яркая биологическая потребность – необходимость в экономии сил.
  2.  Социальные  – определяют как желание справедливости, относиться к социальной группе, лидерства, соблюдать нормы, быть в центре внимания.
  3.  Познавательные  – получение знаний о мире вокруг нас, жажда найти новую информацию, необходимость определить новые способы достижения цели.

Пирамида потребностей по Маслоу и примеры

Согласно учениям Абрахама Маслоу  человеческие нужды следует делить на уровни и располагать их в виде ступеней от простых к сложным (от низших к высшим). Возникновение более сложных потребностей возможно только после удовлетворения простых.

Например: желание поспать и удовлетворить голод (простая) будет первой ступенью. Более сложная потребность – в дружбе и общении – будет только после удовлетворения первых.

5 ступеней по Маслоу

Пирамида Маслоу из 5 ступеней:

  1. Физиологические: еда, вода, сон, воздух, размножение.
  2. Безопасность: здоровье, стабильность, личная безопасность, имущество, сохранность жизни.
  3. Социальные: дружба, сексуальные отношения, семья, общение.
  4. Признание: самооценка, уважение окружающих, уверенность в себе.
  5. Самореализация (потребность в созидании – стремление в выявлении и развитии личностных возможностей): творчество, саморазвитие, самосовершенствование.
Пирамида Маслоу

Пять ступеней потребностей по Маслоу

7 уровней потребностей

Работа Маслоу над изучением основных потребностей привела к расширению стандартной пирамиды. Основные потребности, обеспечивающие выживаемость остались неизменны.

  1. Физиологические – низший уровень
  2. Безопасность.
  3. Любовь – необходимость на уровне чувств и эмоций ощущать любовь.
  4. Уважение – одобрение, признание со стороны социума.
  5. Познавательные способности – необходимость познавать новое, развиваться, знать больше.
  6. Эстетика – желание жить в гармонии, красоте, порядке.
  7. Самореализация – потребность в деятельности, проявлении себя, достижении своих целей, реализация планов – высшая ступень.

Взаимосвязь между нуждами разного уровня определяется личностными качествами человека. В расширенной версии пирамиды Маслоу потребности высшего уровня могут перекликаться между собой.

Несоответствие потребностей и возможностей ведёт к проблемам физического и психологического характера. Важно уделять особое внимание себе, прислушиваться к своим внутренним желаниям.

Узнайте больше по теме: Психические заболевания
avtor

Строков Иван

Терапевт, клинический фармаколог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *