Что такое потребности
Потребность – естественное состояние человека, возникает и проявляется на протяжении всей жизни, зависит от возраста и социального статуса. Это нехватка чего-либо в деятельности или на психологическом уровне: предмете или явлении, субъекте, группе людей.
Потребности в психологии и обществознании
В психологии под потребностью понимают психическое состояние человека – нужду, которая возникает в результате испытываемой им необходимости в некоторых объектах, важных для него в настоящее время. Своеобразный источник активности – двигатель, ответственный за проявление чувств, направляет мышление, волю человека. Объектом является то, без чего невозможно существовать.
В обществознании отмечают, что наличие и проявление потребностей связано с социальной сущностью человека.
Как развиваются новые потребности?
Потребности личности безграничны и появляются на уровне эмоций (при их усилении имеют отрицательный окрас, после утоления – положительный). Формируются на протяжении всего существования – удовлетворив одни, возникают новые. Своего рода мотивация человека, побуждает его к активности, неудовлетворение жизненно важных нужд – иногда становится причиной смерти.
Неудовлетворенные потребности характеризуются:
- напряжением;
- чувством неудобства;
- противоречия желаемого с действительным.
Врожденные потребности
Носят психологический и физиологический характер. Являются базовыми, есть абсолютно у всех людей и в большинстве случаев совпадают у представителей разных культур.
К жизненно важным потребностям на этом этапе служат:
- общение;
- сон;
- еда;
- свет;
- защита.
Особенно остро у новорождённых выражается необходимость в любви и защите. Для грудничка очень важно присутствие матери. И это же является причиной как можно чаще проявлять заботу, выражать чувства через телесный контакт, прикладывать ребёнка к груди.
Ранее детство
В возрасте 1-3 года можно выделить 3 типа:
- биологические – все типы нужд, сопряженные с телом человека;
- психологические – всё, что связано с психоэмоциональным состоянием;
- социальные – восполнение необходимости в общении.
Одним из важных моментов является проявление любопытства (низменная потребность). Интерес ко всему окружающему – личное желание ребёнка узнавать мир, наполнять его смыслами. Абсолютно любое впечатление, полученное в этом возрасте является опытом, которые накладывает отпечаток на процесс взросления и становления взрослого.
До 3 лет также активно выражается желание осознания собственного «Я». Так формируется представление ребёнка о себе как о личности и основывается на том, как к нему относятся самые близкие.
Дошкольный возраст
В дошкольном возрасте (4-6 лет), когда ребёнок уже начал осознавать собственное «Я» появляются мотивы (в соревновании, достижении успеха, соперничества).
Выделяют главную (витальную) потребность в этот период жизни – желание получить как можно больше впечатлений, признания, поддержки.
Младший школьный возраст
Младшие классы – время развития и формирования абстрактного мышления, способность рассуждать логически, анализировать, наблюдать, делать выводы.
Также это своего рода переломный момент, когда у ребёнка полностью меняется окружение и вид деятельности. Учебный процесс, общение со сверстниками и стимулирование достижения новых высот со стороны взрослых влияет на формирование недостатка в признании.
Ребёнок немного познаёт самостоятельность. Появляется всё больше моментов, когда ему самому приходится принимать решение о своём поведении и поступках в той или иной ситуации.
Подростковый период
Подростковый возраст ребёнка можно легко описать тремя «НЕ»:
- не хотят делать домашнее задание;
- не хотят слушать советов;
- не хотят прикладывать усилия в учёбе.
Это период когда детская любознательность отходит на второй план.
Происходит формирование человека как личности, ребёнок зависит от окружения остро нуждается в:
- поддержке и внимании со стороны взрослых;
- признании;
- уважении;
- общении, принятии сверстниками;
- понимании и чёткой постановке жизненных целей;
- удовольствии;
- впечатлениях, ярких эмоциях.
Учитывая физиологические изменения организма в пубертатный период подростку крайне важно удовлетворение потребностей, так как излишняя впечатлительность, ранимость и эмоциональность могут стать причиной зарождения и формирования комплексов в дальнейшем.
Развитие у взрослых
Ко всем потребностям, сформированным в детстве добавляются новые, приобретённые.
К базовым, органическим добавляются экономические и материальные – всё то, что обеспечивает выживаемость, комфортную жизнь.
Взрослым присуще проявление экзистенциальных потребностей, что означает желание жить в соответствие определённой системы ценностей, самоидентификации, преодолении себя.
Суть и сущность человеческих потребностей
Ученые в разное время находили отличные друг от друга объяснения:
- Рубинштейн. Указывал на пребывание в положении индивида при возникновении нужды в определённых условиях жизни, объектах, предметах без которых невозможно развитие и существование.
- Леонтьев. Определял как систему взаимосвязей и взаимодействия между субъектом и его средой обитания.
- Мак-Клелланд. Утверждал, что это отклонение от нормы, диссонанс между ожидаемым субъекта и действительностью.
- Левин. Состояние максимального напряжения, побуждающее человека действовать. Спадает при совершении определённых действий.
- Додонов. Приравнивал потребность к программе поведения, посредством которой реализуют все функции жизнедеятельности организма, приобретённые вследствие эволюции.
- Монастырский. Определял это как состояние психики, причину появления нервозов.
Классификация потребностей
Все желания имеют множество градаций в зависимости от признака.
По происхождению бывают:
- врождённые;
- простые приобретённые – в основе лежит личный опыт;
- сложные приобретённые – строятся на своих умозаключениях.
Приобретённые в детстве потребности и те, которые появляются у человека во взрослом возрасте относятся к культурным. Формируются под воздействием социума, в соответствии с условиями жизни человека, часто являются вариативными – на их появление повлияло общество, культурные ценности и привычки.
Типы по уровню сложности:
- биологические – основаны на жизнедеятельности организма;
- социальные – связанные с жизнью и взаимодействием с членами социума;
- духовные (идеальные) – появляются, как желание познавать окружающий мир и самого себя.
Классификация:
- По сферам деятельности: необходимость перерывов от работы, трудовой деятельности, деловой и дружеской связей, приобретении знаний.
- По объекту: биологические, блага и услуги, этические, эстетические, духовные.
- По субъекту: индивидуальные, групповые, общественные, коллективные.
- По значимости: второстепенные и доминирующие, периферические и центральные.
- По роли: естественные (природные) и обусловленные культурой.
- По критерию постоянства: ситуативные и устойчивые.
- По интенсивности переживания: слабые и сильные.
- По характеру осознаваемости: осознаваемые, частично осознаваемые, неадекватно осознаваемые и неосознаваемые.
Также разделяют по характеру деятельности:
- нацеленная достижение желаемого в еде;
- направленная на оборону;
- познавательная;
- сексуальная;
- игровая;
- коммуникативная.
Градация происходит исходя достигаемых целей:
- покой, восстановление сил и работоспособности;
- когниция;
- коммуникация;
- биологическая;
- трудовая.
При этом список можно продолжать, выявляя всё новые личностные потребности, характеризующие индивида.
По теории Симонова и Ершова существует 3 группы потребностей:
- Витальные – обеспечивают существование человека как вида и как индивида. Самая яркая биологическая потребность – необходимость в экономии сил.
- Социальные – определяют как желание справедливости, относиться к социальной группе, лидерства, соблюдать нормы, быть в центре внимания.
- Познавательные – получение знаний о мире вокруг нас, жажда найти новую информацию, необходимость определить новые способы достижения цели.
Пирамида потребностей по Маслоу и примеры
Согласно учениям Абрахама Маслоу человеческие нужды следует делить на уровни и располагать их в виде ступеней от простых к сложным (от низших к высшим). Возникновение более сложных потребностей возможно только после удовлетворения простых.
Например: желание поспать и удовлетворить голод (простая) будет первой ступенью. Более сложная потребность – в дружбе и общении – будет только после удовлетворения первых.
5 ступеней по Маслоу
Пирамида Маслоу из 5 ступеней:
- Физиологические: еда, вода, сон, воздух, размножение.
- Безопасность: здоровье, стабильность, личная безопасность, имущество, сохранность жизни.
- Социальные: дружба, сексуальные отношения, семья, общение.
- Признание: самооценка, уважение окружающих, уверенность в себе.
- Самореализация (потребность в созидании – стремление в выявлении и развитии личностных возможностей): творчество, саморазвитие, самосовершенствование.
7 уровней потребностей
Работа Маслоу над изучением основных потребностей привела к расширению стандартной пирамиды. Основные потребности, обеспечивающие выживаемость остались неизменны.
- Физиологические – низший уровень
- Безопасность.
- Любовь – необходимость на уровне чувств и эмоций ощущать любовь.
- Уважение – одобрение, признание со стороны социума.
- Познавательные способности – необходимость познавать новое, развиваться, знать больше.
- Эстетика – желание жить в гармонии, красоте, порядке.
- Самореализация – потребность в деятельности, проявлении себя, достижении своих целей, реализация планов – высшая ступень.
Взаимосвязь между нуждами разного уровня определяется личностными качествами человека. В расширенной версии пирамиды Маслоу потребности высшего уровня могут перекликаться между собой.
Несоответствие потребностей и возможностей ведёт к проблемам физического и психологического характера. Важно уделять особое внимание себе, прислушиваться к своим внутренним желаниям.