Что такое самосознание?

 Самосознание  – одна из особенностей человека, которая отличает его от представителей животного мира и даёт полную оценку собственного нравственного облика. Психический феномен влияет на возникновение интересов, ценностей и поведенческих мотивов. Самосознание характерно не только индивидам, но и общностям, группам, народам и нациям.

Самосознание

Самосознание — черта, которая даёт возможность человеку понимать кто он есть на самом деле

Определение самосознания в психологии, философии и обществознании

Под самосознанием в психологии ученые подразумевают психологический феномен, способствующий сознанию человеком себя в роли субъекта, осуществляющего ту или иную деятельность. Благодаря этому процессу, представления индивида о себе формируются в «образ-Я» – осознаваемую и рефлексивную, более фиксированную, часть личности.

В философских трудах под самосознанием человека понимают сознание самого себя либо же рефлексию сознания. Понятие употребляют как для обозначения акта рефлексии, так и для наименования результатов процесса. Воспринимают как одно из условий сохранения сознания во времени.

В обществознании индивидуальное самосознание личности может иметь несколько значений:

  1. Сознание индивидом своей деятельности, ощущений, чувств, мыслей и мотивов. Понимание собственных интересов и положения в обществе.
  2. Сознание индивидом себя как личности, которая обладает возможностью принимать решение и нести за них соответствующую ответственность.

Развитие самосознания

В. М. Бехтеров считал, что самое простое самосознание присутствует у ребенка даже в маленьком возрасте. В пользу этой теории ученый приводил в пример отчетливое представление младенцев о предметах.

Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн предполагали, что самосознание – это первая краткая стадия на пути движения и изменения сознания.

Возникает вследствие целого ряда факторов:

  • совершенствование речевого аппарата и изучение языка;
  • улучшение управления произвольными движениями;
  • рост самостоятельности;
  • изменения во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Развитие сознательности связывают с происходящими событиями в первое время после рождения ребенка. В этот период происходит распределение внутренних и внешних ощущений, что приводит к субъективному отделению младенца от матери. Заканчивается этап в пределах младенческого возраста. Осознание самостоятельности выражено повышенной подвижностью и самовыражением при помощи речи, которая окончательно формируется к 2-3 году жизни ребенка.

Структура

Доктор философских и кандидат психологических наук Л. Д. Столяренко определила, что самосознание человека включает в себя следующие компоненты:

  1. Осознание мотива собственного «Я».
  2. Осознание своих фактических и предполагаемых качеств.
  3. Познание и когнитивное самовыражение.
  4. Эмоциональное представление о себе.
Эмоциональное представление

Эмоциональное представление о себе один из компонентов самосознания

Самосознание человека – это сложная система, которая имеют неоднородную структуру. Первоначально у индивида формируется представление о собственном «Я», как о действующем объекте. У него появляются фактические и предполагаемые качества. В мозге создаются две отдельные системы: «Реальное Я» и «Идеальное Я». Удается осознавать себя, как наблюдаемого другими объекта. Человек развивает эмоциональное собственное восприятие.

Стадии

Так как самосознание формируется на протяжении длительного периода времени, психологи выделяют несколько стадий его проявления. На каждой из них происходят определенные психические и психологические феномены, которые в дальнейшем влияют на становление личности, как индивида, отличающегося от остальных когнитивной составляющей и не только.

Ранний возраст

Уровни формирования самосознания в раннем возрасте:

  1. В 1 год происходит осознание образа тела. Это первый уровень развития самосознания, независящий от происхождения. Младенец перестает быть привязанным к собственной матери.
  2. Развиваются способности, позволяющие самостоятельно осуществлять те или иные действия с окружающими предметами и вещами.
  3. Процесс зарождения самосознания приходит на период от 1 до 3 лет ребенка. В 2 года он может начать узнавать себя в зеркале. Это свидетельствует о становлении малейшей формы самосознания.
  4. Начало использования собственного имени. В раннем возрасте ребенок должен понять, каким образом он может называть себя в третьем лице.
  5. Ближе к 3 году в лексиконе появляется слово «Я». Вместе с ним ребенок начинает осознавать себя хорошим и самым лучшим. Завышенная самооценка является нормой. Это обусловлено тем, что она носит эмоциональный характер, который вызван потребностью быть в безопасности. К тому же этому способствует сильная зависимость ребенка от взрослых людей, которые выступают в роли его защитников.
Ребёнок

В раннем возрасте начинает формироваться собственное Я

Дошкольный возраст

Психические феномены дошкольников:

  1. Интеллектуальное и также личностное развитие приводит к началу формирования самосознания к концу дошкольного возраста ребенка. Первоначально он дает оценку действиям других людей. После этого обретает возможность анализировать собственное поведение, навыки и умения.
  2. Самооценка ребенка напрямую зависит от действий взрослых, которые его окружают – родителей и учителей, занимающихся воспитанием.
  3. Образ собственного «Я» формируется на основании как собственных знаний, обусловленных накопленным опытом, так и общения с другими людьми.
  4. Возникает способность ориентации в собственных эмоциональных состояниях. Ребенок обретает возможность объяснить, почему он плачет, смеется или сердится.
  5. К 6-7 годам возникает осознание себя во времени. Ребенок может помнить детские годы, понимать современность и представлять себя в дальнейшем.
Дети

В дошкольном возрасте ребёнок уже представляет себя в будущем

У дошкольника возникают основные элементы самооценки.

Важно!
Ребенок осознает свои качества и способности, что согласуются с требованиями взрослых. Суждения складываются весьма поверхностные и оптимистические – при описании себя ребенок, как правило, рассказывает о внешности.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте оценка самого себя, своих положительных и отрицательных качеств уже более соответствует реальности и становится дифференцированной. Это обусловлено умением различать физические и духовные качества. В период своего взросления, оценивает себя на основании сравнения с другими.

К концу младшего школьного возраста ребенок описывает себя на основании своего классического поведения.

Оценки в конце периода взросления постепенно становятся объективными и стабильными. Кроме чувств и реакций у ребенка, появляются еще и познавательные, интеллектуальные компоненты.

Подростковый возраст

В подростковом периоде возникают две основные формы самосознания. К ним относится чувство взрослости и «Я-концепция».  Появляется интерес к собственному внутреннему миру. В итоге это выливается в максимальное выявление самопознания – значительное его усложнение и углубление.

Самооценка подростка занижена, не хватает устойчивости. У некоторых детей в качестве механизма компенсации можно наблюдать совершенно противоположную картину: чрезмерно высокую самооценку.

Подросток

В подростковом возрасте формируется желание познавать себя

Социализация подросткового периода приводит к тому, что ребенок расширяет и углубляет связи с внешним миром: окружающими гражданскими лицами, группами и общностями в целом.

Функции самосознания

Советский психолог В. С. Мерлин определил такие функции самосознания:

  1. Получение информации о себе, как субъекте.
  2. Формирование эмоционального и ценностного отношения к себе.
  3. Регуляция собственного поведения.

Самосознания играет одну из важных ролей в осуществлении процесса формирования личностных качеств.

Роль самосознания

Основная роль самосознания – достижение согласованности личности. Это способствует сравнению самого себя в разные периоды времени.

Самосознание влияет на характер и особенности трактовки полученного опыта. Психологический механизм — источник собственных поведенческих реакций и ожиданий, возникающих по отношению к себе.

Расстройства самосознания

Любые психические расстройства нарушают самосознание человека, а лишь потом – его предметное сознание.

Психическое расстройство

Психическое расстройство вредит самосознанию

К наиболее распространенным проблемам такого плана относятся заболевания:

  1. Деперсонализация. Психологический кризис характеризуется утратой человеком своего «Я». Вследствие этого индивид теряет суть всего происходящего. В его психике собственные действия воспринимаются, как чужие.
  2. Расщепление ядра личности. Как правило, оно раздваивается. В результате человек ощущает в голове сразу несколько начал, которые конфликтуют между собой. Первые признаки заболевания становятся заметными после значительных эмоциональных переживаний.
  3. Нарушение телесной идентификации. В таком случае части тела человека могут восприниматься им, как нечто отдельное – то, чем он не может управлять.
  4. Дереализация. Она представляет собой крайнюю форму нарушения самосознания. Человек теряет чувство реальности как своего бытия, так и окружающего мира в целом.

Диагностикой и лечением нарушений самосознания занимаются профессиональные врачи-психиатры.

Наличие самосознания у человека порождает одну из главных функций – защитную. Она подразумевает потребность обезопасить себя от возможных угроз со стороны народа, нивелировав неблагоприятное влияние других. Самосознание индивида способствует возможности реализации человека. Групповое и этническое самосознание влияет на развитие культуры, общих приоритетов и стремлений. Оно играет роль регулятора социального поведения, способствуя возникновению волевой формы.

 Самосознание  – основа формирования личности, напрямую связанная с самосовершенствованием. Совокупность психических процессов, благодаря которым субъект деятельность осознает себя. Это выражается в особенностях человека, а также его общении и коммуникации с другими.

Психические заболевания

Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, средняя 5,00 из 5)

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *