Что такое самооценка?
В психологии и педагогике существует такое понятие, как самооценка. Это качество присуще каждому человеку, влияет на поведение и решения индивида, отношение к себе и другим людям. Разделяют несколько видов оценки личности – адекватная, завышенная и заниженная, для коррекции применяют методы психотерапии.
Виды самооценки
В обществознании самооценка – представление человека о степени себя и своей деятельности, умение правильно оценивать собственные положительные и отрицательные качества, чувства.
Формулу самооценки ввёл психолог Уильям Джеймс: C=D/P, где C – самооценка, D – достижения, P – уровень притязаний, то, чего человек хочет добиться.
Классификация
Вид | Характеристика |
Адекватная | Обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, мотивирует, вселяет веру в возможность достижения целей. |
Заниженная | Приводит к стеснительности, замкнутости, зажатости. |
Завышенная | Излишняя самоуверенность способствует высокомерному отношению к людям, некритичному восприятию себя. |
Человек с правильной самооценкой личности постоянно соизмеряет свои возможности с предъявляемыми жизнью требованиями, ставит перед собой реалистичные задачи, умеет отказываться от неправильных версий.
Признаки нарушения самооценки
Неправильное представление о себе формируется под воздействием наследственности, внешних данных, наличия проблем с психическим здоровьем, социального и экономического статуса, давления со стороны окружающих.
Краткая характеристика
Завышенная | Заниженная |
Убеждённость в собственной правоте, несмотря на доводы окружающих. Человек считает, что только его точка зрения правильная, всегда оставляет последнее слово за собой.
Не умеет извиняться и просить прощения. Убеждён в том, что в его бедах виноваты исключительно другие люди и обстоятельства. Постоянное стремление быть идеальным, высказывать собственное мнение, даже когда его не спрашивают. Склонность к перебиванию и поучению других. Часто употребляет местоимение «я», чрезмерный эгоизм. Высокомерный тон, все просьбы излагает только в приказном характере. Любые неудачи вызывают раздражение, выбивают из колеи, могут стать причиной депрессии. Пренебрежительно относится к критике. Не умеет просчитывать риски, всегда берётся за трудные дела. |
Отсутствие самоуважения, любви к себе. Намеренно окружают себя людьми, которые его критикуют и унижают.
Постоянные жалобы на жизнь и обстоятельства, желание вызвать жалость у окружающих. Обвинение других в собственных неудачах, избегание ответственности, неспособность принимать решения и выполнять новые действия. Зависимое поведение от отношения окружающих, такого человека легко ранить, обидеть, испортить настроение. Отсутствие друзей.
|
Формирование собственного представления
Умение оценивать себя начинает становление у дошкольников, основное действие на процесс оказывает семья и окружение.
Факторы, влияющие на формирование представления о себе:
- оценка родителей, их личный пример;
- телевидение, социальные сети;
- образовательные учреждения;
- воспитание;
- личностные особенности, темперамент, степень интеллектуальных способностей;
- общая направленность ребенка.
У младших школьников на самооценку большое влияние оказывает школа – одобрение или неприятие педагога, одноклассников способствует образование умения оценивать себя.
У подростков на первый план выходит стремление самоутверждения, интимно-личностные отношения, желание занять в коллективе значимую позицию, завоевать авторитет и уважение среди сверстников.
Неправильные действия родителей – основная причина неадекватной оценки личности у детей. Основные ошибки – частые наказания, необоснованная похвала, постоянное сопоставление с другими детьми, заострение внимания на фиаско и поражениях, отождествление с нехорошими примерами. Но выговоры приносят больший вред, поскольку неприятные эмоции переживаются сильнее, дольше хранятся в памяти.
На самооценку влияют и индивидуальные способности, особенности – темперамент, экстравертность, интровертность, но основной вектор задаёт социальная среда.
Структура самооценки
Когнитивный компонент оказывает весомое влияние на показатели самооценки. Формируется в процессе самосознания, включает в себя знания индивида о собственных возможностях, умениях, негативных и положительных качествах.
Эмоциональная составляющая – отношение к себе и личностным проявлениям.
Различия между компонентами в структуре носят чисто теоретическое значение, в реальности они неразрывно связаны между собой.
Функции самооценки
Умение оценивать себя – комплексное и многогранное понятие, влияет на разные сферы жизни человека.
Функции:
- регуляторная – способность принимать и выбирать решения;
- защитная – предотвращает развитие нестабильности личности;
- развивающая – стимулирует к самосовершенствованию;
- сигнальная – позволяет адекватно оценивать собственные поступки;
- эмоциональная – даёт чувство удовлетворения собой;
- адаптационная – помогает индивиду приспособиться к социуму;
- прогностическая – умение составлять прогнозы и планы в начале действий;
- корригирующая – способность контролировать и корректировать процесс выполнения задач;
- ретроспективная – возможность самокритично оценивать конечный результат деятельности;
- мотивирующая – побуждает к действиям, которые помогают получить позитивную самооценочную реакцию;
- терминальная – навык вовремя остановиться, если поведение или дела вызывает чувство недовольства
Самооценка неразрывно связана с самосознанием, уровнем когнитивных, интеллектуальных процессов, потребностью в самореализации.
Диагностика
Для исследования личности используют тест Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан. Диагностику проводят у школьников, лиц с проявлениями неадекватной самооценки.
Описание:
- На листе нанесено 7 вертикальных отрезков длиной 100 мм, для оценки уровня основных качеств – здоровье, ум, характер, авторитет, умение что-то делать своими руками, внешность, уверенность в себе.
- Нулевая точка определяет самый низкий показатель развития, верхняя – максимально высокий.
- Задача испытуемого – на каждой шкале поставить 2 значка. Чёрточку (-) используют для обозначения оценки наличия у себя указанного под линией параметра в данный момент. Крестик (х) – при каком уровне развития данных качеств человек чувствовал бы удовлетворение собой.
- Количество баллов равно числу мм на шкале.
- Для оценки используют значения 6 отрезков, шкала здоровья предназначена для тренировки.
- По каждому качеству определяют несколько показателей:
- уровень притязаний – значения от 0 до «х»;
- высота самооценки – от 0 до «–»;
- величина расхождений – от «х» до –«», при низкой оценки личности этот показатель будет отрицательным.
- Вычисляют среднюю цифру отдельно для каждого параметра.
- Для определения степени дифференцированности самооценки соединяют на бланке все «х». Полученные результаты показывают различия оценок индивида собственных характеристик личности.
Таблица: Оценка средних данных
Показатель | Нормальные значения (баллы) | Оптимальная величина (баллы) | Высокие показатели (баллы) | Низкие показатели (баллы) |
Уровень притязаний | 60-80 | 75-89, проявление оптимизма по отношению к себе. | 90-100, признак некритичного отношения к собственным возможностям, неумения ставить перед собой реалистичные задачи. | Менее 60. Критерий неблагополучного развития личности. |
Высота самооценки | 45-74 | 60-74 | 75-100.Самооценка завышена. | Ниже 45. Низкая самооценка. |
Расхождения между 2 предыдущими показателями | От 8 до 22 | От 12 до 22 | До 7 баллов. Притязания не являются стимулом для личностного роста. Конкретная оценка зависит от шкалы, где расположены эти значения. | Более 23. Внутренний конфликт между стремлениями и возможностями. |
Способы коррекции самооценки
Основные методы психокоррекции собственного представления о себе – групповые занятия и тренинги личностного роста.
Как повысить самооценку и уверенность в себе
Цель | Путь выполнения |
Научиться позитивно относиться к жизни | Для внутреннего диалога используйте только позитивные утверждения. Старайтесь сразу переключаться на что-нибудь приятное, если в голову закрадываются негативные мысли. Чаще улыбайтесь – это лучший способ завоевать высокую оценку окружающих, настроить состояние на позитив. |
Относиться к людям так, как они того заслуживают | Ищите в окружающих достоинства, не зацикливайтесь на недостатках.
Будьте боле открытыми, не стесняйтесь просить поддержки и помощи у других людей. |
Развить самоуважение | Напишите список всех своих положительных качеств. Убедите себя, что они действительно у вас есть, перечитывайте список каждый раз, когда подступает страх и неуверенность.
Перестаньте сравнивать себя с другими. |
Избавиться от недостатков, полюбить себя | Критично оцените свою внешность, поведение, принципы. Если есть желание что-то изменить, действуйте. |
Научиться самостоятельно принимать решения | Любое собственное решение можно обосновать. Однозначно верных или неверных решений не существует. Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, не думайте о поражении. |
Найти вещи, занятия, которые радуют | Не отказывайте себе в удовольствиях, покупайте книги, вещи, которые вам нравятся, посещайте интересные места. Свои слабости нужно любить. |
Развитие чувства ответственности и уверенности в себе | Не бойтесь брать на себя ответственность, но начните с дел, у которых минимальная доля риска. |
Обретение веры | Вера во что-то, кроме себя, поможет вам решать сложные вопросы. Не на все события вы можете повлиять, иногда нужно отойти в сторону и подождать. |
Чтобы поднять самооценку, очень важно получать похвалу и одобрение от окружающих. Найдите себе занятие, в котором сможете добиться высоких результатов, и не стесняйтесь демонстрировать свои достижения.
Умение адекватно оценивать себя закладывается родителями ещё в раннем возрасте, от воспитания и атмосферы в семье зависит очень многое. Но самооценка – не врождённая черта, и не постоянная величина, она меняется под воздействием жизненных обстоятельств, способствующих факторов окружающей действительности.