Что такое самооценка?

В психологии и педагогике существует такое понятие, как самооценка. Это качество присуще каждому человеку, влияет на поведение и решения индивида, отношение к себе и другим людям. Разделяют несколько видов оценки личности – адекватная, завышенная и заниженная, для коррекции применяют методы психотерапии.

Самооценка

Самооценка влияет на принятие решений человеком

Виды самооценки

 В обществознании самооценка  – представление человека о степени себя и своей деятельности, умение правильно оценивать собственные положительные и отрицательные качества, чувства.

Формулу самооценки ввёл психолог Уильям Джеймс: C=D/P, где C – самооценка, D – достижения, P –  уровень притязаний, то, чего человек хочет добиться.

Классификация

Вид Характеристика
Адекватная Обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, мотивирует, вселяет веру в возможность достижения целей.
Заниженная Приводит к стеснительности, замкнутости, зажатости.
Завышенная Излишняя самоуверенность способствует высокомерному отношению к людям, некритичному восприятию себя.

Человек с правильной самооценкой личности постоянно соизмеряет свои возможности с предъявляемыми жизнью требованиями, ставит перед собой реалистичные задачи, умеет отказываться от неправильных версий.

Важно!
Неадекватная самооценка вызывает внутренние конфликты, которые часто становятся причиной развития депрессивных состояний и невротических патологий.

Признаки нарушения самооценки

Неправильное представление о себе формируется под воздействием наследственности, внешних данных, наличия проблем с психическим здоровьем, социального и экономического статуса, давления со стороны окружающих.

Заниженная самооценка

Заниженная самооценка характеризуется отсутствием уважения к самому себе

Краткая характеристика

Завышенная Заниженная
Убеждённость в собственной правоте, несмотря на доводы окружающих. Человек считает, что только его точка зрения правильная, всегда оставляет последнее слово за собой.

Не умеет извиняться и просить прощения. Убеждён в том, что в его бедах виноваты исключительно другие люди и обстоятельства.

Постоянное стремление быть идеальным, высказывать собственное мнение, даже когда его не спрашивают. Склонность к перебиванию и поучению других.

Часто употребляет местоимение «я», чрезмерный эгоизм.  Высокомерный тон, все просьбы излагает только в приказном характере.

Любые неудачи вызывают раздражение, выбивают из колеи, могут стать причиной депрессии.

Пренебрежительно относится к критике. Не умеет просчитывать риски, всегда берётся за трудные дела.

Отсутствие самоуважения, любви к себе. Намеренно окружают себя людьми, которые его  критикуют и унижают.

Постоянные жалобы на жизнь и обстоятельства, желание вызвать жалость у окружающих. Обвинение других в собственных неудачах, избегание ответственности, неспособность принимать решения и выполнять новые действия.

Зависимое поведение от отношения окружающих, такого человека легко ранить, обидеть, испортить настроение.

Отсутствие друзей.

 

Завышенная оценка личности чаще наблюдается у мужчин, нежели у женщин.

Формирование собственного представления

Умение оценивать себя начинает становление у дошкольников, основное действие на процесс оказывает семья и окружение.

Факторы, влияющие на формирование представления о себе:

  • оценка родителей, их личный пример;
  • телевидение, социальные сети;
  • образовательные учреждения;
  • воспитание;
  • личностные особенности, темперамент, степень интеллектуальных способностей;
  • общая направленность ребенка.

У младших школьников на самооценку большое влияние оказывает школа – одобрение или неприятие педагога, одноклассников способствует образование умения оценивать себя.

У подростков на первый план выходит стремление самоутверждения, интимно-личностные отношения, желание занять в коллективе значимую позицию, завоевать авторитет и уважение среди сверстников.

Неправильные действия родителей – основная причина неадекватной оценки личности у детей. Основные ошибки – частые наказания, необоснованная похвала, постоянное сопоставление с другими детьми, заострение внимания на фиаско и поражениях, отождествление с нехорошими примерами. Но выговоры приносят больший вред, поскольку неприятные эмоции переживаются сильнее, дольше хранятся в памяти.

На самооценку влияют и индивидуальные способности, особенности – темперамент, экстравертность, интровертность, но основной вектор задаёт социальная среда.

Важная роль в процессе становления личностной самооценки отводится сопоставлению Я-физического и реального с Я-идеальным.

Структура самооценки

Когнитивный компонент оказывает весомое влияние на показатели самооценки. Формируется в процессе самосознания, включает в себя знания индивида о собственных возможностях, умениях, негативных и положительных качествах.

Эмоциональность

Самооценка формируется на основе собственных ощущений самого себя

Эмоциональная составляющая – отношение к себе и личностным проявлениям.

Различия между компонентами в структуре носят чисто теоретическое значение, в реальности они неразрывно связаны между собой.

Функции самооценки

Умение оценивать себя – комплексное и многогранное понятие, влияет на разные сферы жизни человека.

Функции:

  • регуляторная – способность принимать и выбирать решения;
  • защитная – предотвращает развитие нестабильности личности;
  • развивающая – стимулирует к самосовершенствованию;
  • сигнальная – позволяет адекватно оценивать собственные поступки;
  • эмоциональная – даёт чувство удовлетворения собой;
  • адаптационная – помогает индивиду приспособиться к социуму;
  • прогностическая – умение составлять прогнозы и планы в начале действий;
  • корригирующая – способность контролировать и корректировать процесс выполнения задач;
  • ретроспективная – возможность самокритично оценивать конечный результат деятельности;
  • мотивирующая – побуждает к действиям, которые помогают получить позитивную самооценочную реакцию;
  • терминальная – навык вовремя остановиться, если поведение или дела вызывает чувство недовольства
Функции самооценки

Самооценка влияет на принятие решений

Самооценка неразрывно связана с самосознанием, уровнем когнитивных, интеллектуальных процессов, потребностью в самореализации.

Диагностика

Для исследования личности используют тест Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан. Диагностику проводят у школьников, лиц с проявлениями неадекватной самооценки.

Описание:

  1. На листе нанесено 7 вертикальных отрезков длиной 100 мм, для оценки уровня основных качеств – здоровье, ум, характер, авторитет, умение что-то делать своими руками, внешность, уверенность в себе.
  2. Нулевая точка определяет самый низкий показатель развития, верхняя – максимально высокий.
  3. Задача испытуемого – на каждой шкале поставить 2 значка. Чёрточку (-) используют для обозначения оценки наличия у себя указанного под линией параметра в данный момент. Крестик (х) – при каком уровне развития данных качеств человек чувствовал бы удовлетворение собой.
  4. Количество баллов равно числу мм на шкале.
  5. Для оценки используют значения 6 отрезков, шкала здоровья предназначена для тренировки.
  6. По каждому качеству определяют несколько показателей:
  • уровень притязаний – значения от 0 до «х»;
  • высота самооценки – от 0 до «–»;
  • величина расхождений – от «х» до –«», при низкой оценки личности этот показатель будет отрицательным.
  1. Вычисляют среднюю цифру отдельно для каждого параметра.
  2. Для определения степени дифференцированности самооценки соединяют на бланке все «х». Полученные результаты показывают различия оценок индивида собственных характеристик личности.

Таблица: Оценка средних данных

Показатель Нормальные значения (баллы) Оптимальная величина (баллы) Высокие показатели (баллы) Низкие показатели (баллы)
Уровень притязаний 60-80 75-89, проявление оптимизма по отношению к себе. 90-100, признак некритичного отношения к собственным возможностям, неумения ставить перед собой реалистичные задачи. Менее 60. Критерий неблагополучного развития личности.
Высота самооценки 45-74 60-74 75-100.Самооценка завышена. Ниже 45. Низкая самооценка.
Расхождения между 2 предыдущими показателями От 8 до 22 От 12 до 22 До 7 баллов.  Притязания не являются стимулом для личностного роста. Конкретная оценка зависит от шкалы, где расположены эти значения. Более 23. Внутренний конфликт между стремлениями и возможностями.

Способы коррекции самооценки

Основные методы психокоррекции собственного представления о себе – групповые занятия и тренинги личностного роста.

Хорошая самооценка

Повысить качественный уровень самооценки можно на групповых занятиях

Как повысить самооценку и уверенность в себе

Цель Путь выполнения
Научиться позитивно относиться к жизни Для внутреннего диалога используйте только позитивные утверждения. Старайтесь сразу переключаться на что-нибудь приятное, если в голову закрадываются негативные мысли. Чаще улыбайтесь – это лучший способ завоевать высокую оценку окружающих, настроить состояние на позитив.
Относиться к людям так, как они того заслуживают Ищите в окружающих достоинства, не зацикливайтесь на недостатках.

Будьте боле открытыми, не стесняйтесь просить поддержки и помощи у других людей.

Развить самоуважение Напишите список всех своих положительных качеств. Убедите себя, что они действительно у вас есть, перечитывайте список каждый раз, когда подступает страх и неуверенность.

Перестаньте сравнивать себя с другими.

Избавиться от недостатков, полюбить себя Критично оцените свою внешность, поведение, принципы. Если есть желание что-то изменить, действуйте.
Научиться самостоятельно принимать решения Любое собственное решение можно обосновать. Однозначно верных или неверных решений не существует. Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, не думайте о поражении.
Найти вещи, занятия, которые радуют Не отказывайте себе в удовольствиях, покупайте книги, вещи, которые вам нравятся, посещайте интересные места. Свои слабости нужно любить.
Развитие чувства ответственности и уверенности в себе Не бойтесь брать на себя ответственность, но начните с дел, у которых минимальная доля риска.
Обретение веры Вера во что-то, кроме себя, поможет вам решать сложные вопросы. Не на все события вы можете повлиять, иногда нужно отойти в сторону и подождать.

Чтобы поднять самооценку, очень важно получать похвалу и одобрение от окружающих. Найдите себе занятие, в котором сможете добиться высоких результатов, и не стесняйтесь демонстрировать свои достижения.

Повысить самооценку проще, нежели снизить неадекватно высокую. Есть ряд методик, которые понижают личностную оценку, но почти все они неприятные и травмируют психику.

Умение адекватно оценивать себя закладывается родителями ещё в раннем возрасте, от воспитания и атмосферы в семье зависит очень многое. Но самооценка – не врождённая черта, и не постоянная величина, она меняется под воздействием жизненных обстоятельств, способствующих факторов окружающей действительности.

Также по теме:  Что такое нарциссизм: как с ним бороться?
Узнайте больше по теме: Психические заболевания
avtor

Строков Иван

Терапевт, клинический фармаколог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *